Прошло уже пять лет, как я решил уйти из большого корпоративного мира с совещаниями, правлениями, секретаршами и водителями – и заняться своими стартапами. Ниже – основные выводы этого опыта, может кому пригодится. По отдельным темам иногда просят совета, попробовал свести их вместе.
1. Удалённая работа команды
Очень неочевидная вещь. С одной стороны – куча плюсов. Не нужен офис (который всяко недешевый), свобода найма людей вне зависимости от того, где они живут, комфорт для сотрудников…
С другой стороны – всплыл огромный камень в виде плохого качества внутренних коммуникаций и понимания людьми общих концепций. Да, безусловно мы внедрили разные инструменты для облегчения этого (пробовали Yammer, MS Teams, Skype for Business, Skype, Slack) – остановились на Facebook Workplace с его чатом и стеной записей. Отдельно хочу отметить опыт использования Sococo – инструмента, который виртуализирует офисное пространство и сотрудники теоретически слышат друг друга весь рабочий день. Все равно не то.
По итогу скажу, что идеальная формула – это 1-2 дня вместе в неделю. В офисе, в коворкинге, в кафе-антикафе – не важно, но вместе, в одном помещении. Всё остальное – минус к общей продуктивности по итогу, как ни крути. Самое страшное, что это не просто минус процент к продуктивности. Это – риск потерять важные идеи по дороге, не обеспечив их общего принятия и видения. Бороться с этим риском непросто, хотя и можно – но нужно тратить на это осознанное время и очень внимательно проходить регулярный чеклист по интеграции всех участников в происходящее.
Ну и еще один риск, о котором не думал на старте. Это доступ к инвесторам. Так вот, распределенная команда этот доступ ухудшает. Во-первых, любой инвестор хочет на команду посмотреть – и сбор по скайпу с разных концов географии их не очень радует. Во-вторых ,что важнее, сегодня 90% инвесторов (нормальных VC) предпочитают работать через акселераторы и инкубаторы, которые выступают для них фильтром. А ни один нормальный акселератор не возьмёт к себе команду, которая не может физически присутствовать на обучении. Как минимум ядро команды.
Я уже молчу о том, что основные деньги мира VC вообще до сих пор сидят по небольшому числу мест в мире – и если ты уже не живешь с ядром команды там – шансы сильно падают. Модель “сначала деньги – потом переезд” их почему-то не сильно возбуждает.
Вывод – старайтесь собирать людей +- рядом и регулярно встречаться.
2. Управление, опыт и цифры
Ты можешь быть сто раз гением работы с людьми, генерировать офигительные идеи и продуктовое видение, драйвить и зажигать – этого мало. Кто меня знает – поймут почему для меня это оказалось самым болезненным открытием. Потому что у меня вот все это в избытке, но нужно еще кое-что.
Бизнес – он, гад такой, про цифры. Причем на разных этапах – про разные, но про цифры. На уровне планирования продукта – это анализ рынка и построение внятных воронок. Потом это про бюджетирование и постоянный мониторинг построения экономики продукта и перспектив продаж. Потом это вообще про продажи, юнит экономику и тонну аналитики. Это я сейчас сильно упрощаю.
По работе в большом бизнесе у меня было много знакомых финдиректоров и пэдовцев. Ребята, простите меня за все, что я думал о нудности вашей работы. Не, она, может, и нудная – но блин, очень важная. Не раз ловил себя на том, как бы мне хотелось откусить и прирастить себе кусочек бывших коллег Стаса или Всеволода…
Короче, если вы еще не впрыгнули в эту лодку стартапов, или в самом начале пути – срочно остановитесь, изучите до дыр ряд фундаментальных трудов про продукт и его экономику (я бы посоветовал Startup Owner Manual, Hooked, Crossing the Chasm (если вы про B2B или прочий SaaS), Creativity Inc. на закуску. А потом – бегом на любой хороший курс про Product Management – там вот это все заставят вбить в голову. Отдельно я бы добавил любой курс по аналитике проектов (все вот эти DAU/MAU, Retention и прочий Churn).
И пока вы свой продукт не сможете в голове выстроить с этими вот цифрами – хотя бы прикидочно, – не надо туда лезть. Побьют.
3. Финансовая дисциплина
Мир стартапов очень динамичный. Ну и денег в нем всегда не хватает – много уходит на развитие, улучшение и прочий R&D. А поступления обычно невеликие и нерегулярные. Это провоцирует экономить, крутиться, играться с удешевлением трансакций, оптимизации налогов на зарплатах и прочем.
Так вот – кроме опасности любых схем – а закон нарушать не надо, реально, – это еще и ведет к тому, что финансовые потоки запутываются. Тут ты перекинул лишний раз деньги между разными юрлицами, тут оплатил что-то личной картой, потому что быстрее или кэшбек лучше, тут ты наличными оплатил отель в поездке и потом быстро окешил с корпсчета…
А на вменяемом бухгалтере или финансисте почти все на старте экономят. Так вот – экзель или гугл таблицы вам в верные друзья. Строго, прямо вот скурпулезно фиксируйте все движения каждых несчастных десяти долларов. Не просто “купил лицензию”, а ведите в реестре сумму, цель, с какого счета ушло – и если надо, как на этом счету оказалось. Потому что через пару лет может настать потребность сделать отчетность нормальную, а то и аудит пройти – и тогда пушистый зверь песец весь с вами. Это если вы еще до этого этапа доживете.
Про необходимость планировать бюджет консервативно – я вообще молчу. Все, что может задержаться – задержится. Если продукт про B2C – клиентов будет меньше, ARPU хуже, UAC выше. Если вы про B2B – готовьтесь месяцами гонять документы и акты, ждать денег по пол года. А если вы думаете, что первые пару B2B контрактов решили всю проблему и рынок вас принял – вас ждет очень неприятный сюрприз – бегом перечитывать Crossing the Chasm.
И как можно больше тестируйте по пути. Смоки тесты, плей тесты, фокус группы, тесты прототипов и MVP – все, что вы на это потратите сэкономит намного больше потом.
Резюме – гений и яркое видение в стартапе важны. Но если ты не смог вырастить внутри себя дотошного аналитика и вредного финансиста – либо срочно их нанимай, либо тебя ждет адский стресс и потери.
4. Много идей, фич и мультитаскинг
Фиг там. Нет – наше главное слово. Во-первых, распыляться между идеями и продуктовыми вариациями – это путь за кучей зайцев. С соответствующим итогом.
Но тут есть две важные темы. Первое – вести сразу несколько разных проектов / тем. Да, каждая тема может казаться, и даже быть, гениальной. Но без фокуса на чем-то одном – сразу все сложности и грабли растут на порядок. Увы. Пока думал об одном – упустил в другом. Не перепроверил коллегу – потом выгреб проблем. Так что как минимум на этапе становления и бурного роста – один проект и один фокус. Поверьте, остальные не убегут скорее всего за год два.
Второе – это много фич хороших и разных. Про это есть много статей. Общее саммари – умейте говорить “нет”. Себе, коллегам. Особенно разработчикам. Много фич не равно хорошему продукту. Продукт должен быть полезен и удобен, а как этого достигнуть – надо внимательно анализировать. ЛУчше сделать меньше, но лучше, чем больше, но кривее. Ну и почитайте про анализ “сколько пользователей и как часто используют ваши фичи” – будете много думать.
Короче, бритва Оккама наше все.
Вот, как-то так. А про эмоциональную сторону я уже писал года два назад вот тут.
PS. Почему ни одна тварь не написала мне все это в 2014 году? Я бы сейчас был намного богаче и здоровее.